КРЕАТИВНАЯ ЖИЗНЬ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КРЕАТИВНАЯ ЖИЗНЬ » Урбан-Футуризм » Урбан-Футуризм


Урбан-Футуризм

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Основной принцып:
Свободная творческая, открытая культура. Каждый может ее формировать на свое усмотрение.

Урбан-Футуризм - ветвь футуризма, акцент"Урбан"(Город) отображает усиленную роль города, как основной самостоятельной структурной еденицы глобальго социума.

Направление и функция культурно-философского движения - выработка и распространение информации (которая является культурным содержанием) и является программой (которая несет в себе технологию) для: розвития, успеха, силы, эффективности, здоровья и организованности СОЦИУМА ГОРОДА.

Принцип организации: Свободная Самоорганизация СОЦИУМА ГОРОДА.

http://forum.id/viewtopic.php?t=71332

0

2

Урбанизм.
Урбанизм (франц. urbanisme, от лат. urbanus – городской, urbs – город), направление в градостроительстве 20 в., представители которого утверждали идею о главенствующей и безусловно позитивной роли городов в современной цивилизации и в связи с этим уделяли основное внимание проектной разработке максимально укрупнённых градостроительных структур, рассчитанных на значительную концентрацию населения. Основополагающее значение для становления теории урбанизма, особенно интенсивно развивавшейся в 1920-е гг., имела деятельность Ле Корбюзье. Нередко понятие урбанизм используется и как синоним градостроительства в целом.
Фyтypизм - (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.
Название (от латинского “футурум” - “будущее”) особого модернистского течения в европейском искусстве 1910-1920-х годов. В своем стремлении создать “искусство будущего”, футуристы встали в позу отрицания традиционной культуры с ее нравственными и художественными ценностями. Ими был провозглашен культ машинной урбанизированной цивилизации – больших мегаполисов, высоких скоростей, движения, силы и энергии. Футуризм имеет некоторые родственные черты с кубизмом и экспрессионизмом. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывы форм художники пытались выразить дробящуюся множественость впечатлений современного им человека, городского жителя.
Футуризм зародился в Италии. Лидером и идеологом движения был литератор Филиппо Маринетти, скульптор и живописец Уго Боччони, живописцы Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла.
Концепция человека у западноевропейских футуристов:
В футуристическом манифесте “Искусство механизмов” говорится о двух ипостасях идеала нового человека. Это либо человек – робот, функционер, безликий винтик в механизме окружающего его мира и общества, либо личность, воплощающая идею сверхчеловека.

Манифест футуризма

1909 г., Италия, Филиппо Маринетти Из Италии мы провозглашаем всему миру этот наш яростный, разрушительный, зажигающий манифест. Этим манифестом мы учреждаем сегодня Футуризм, потому что хотим освободить нашу землю от зловонной гангрены профессоров, археологов, краснобаев и антикваров. Слишком долго Италия была страной старьевщиков. Мы намереваемся освободить ее от бесчисленных музеев, которые, словно множество кладбищ, покрывают ее.
Музеи – кладбища!.. Между ними, несомненно, есть сходство в мрачном смешении множества тел, неизвестных друг другу. Музеи – общественные спальни, где одни тела обречены навечно покоиться рядом с другими, ненавистными или неизвестными. Музеи – абсурдные скотобойни художников и скульпторов, беспощадно убивающих друг друга ударами цвета и линии на арене стен!
Раз в год паломничество в музей, подобно посещению кладбища в День поминовения усопших, – с этим можно согласиться. Положить раз в год букет цветов у портрета Джоконды – с этим я согласен… Но я против того, чтобы наши печали, наше хрупкое мужество, наша болезненная неугомонность ежедневно выводились на экскурсию по музеям. Зачем травить себя? Зачем гнить?
Да и что можно увидеть в старой картине, кроме вымученных потуг художника, бросающегося на барьеры, которые не позволяют ему до конца выразить свои фантазии? Млеть перед старой картиной – то же самое, что выливать эмоции в погребальную урну вместо того, чтобы дать выпустить их на простор в бешеном порыве действия и созидания.
Неужели вы хотите растратить все свои лучшие силы на это вечное и пустое почитание прошлого, из которого выходишь фатально обессиленным, приниженным, побитым? Уверяю вас, что каждодневные посещения музеев, библиотек и учебных заведений (кладбищ пустых усилий, голгоф распятых мечтаний, реестров неудавшихся начинаний!) для людей искусства так же вредны, как затянувшийся надзор со стороны родителей над некоторыми молодыми людьми, опьяненными талантом и честолюбивыми желаниями. Когда будущее для них закрыто, замечательное прошлое может стать утешением для умирающего больного, слабого, пленника… Но мы не желаем иметь с прошлым ничего общего, мы, молодые и сильные футуристы!
Пусть же они придут, веселые поджигатели с испачканными сажей пальцами! Вот они! Вот они!.. Давайте же, поджигайте библиотечные полки! Поверните каналы, чтобы они затопили музеи!.. Какой восторг видеть, как плывут, покачиваясь, знаменитые старые полотна, потерявшие цвет и расползшиеся!.. Берите кирки, топоры и молотки и крушите, крушите без жалости седые почтенные города! Самому старшему из нас 30 лет, так что у нас есть еще по крайней мере 10 лет, чтобы завершить свое дело. Когда нам будет 40, другие, более молодые и сильные, может быть, выбросят нас, как ненужные рукописи, в мусорную корзину – мы хотим, чтобы так оно и было!
Они, наши преемники, выступят против нас, они придут издалека, отовсюду, пританцовывая под крылатый ритм своих первых песен, поигрывая мышцами кривых хищных лап, принюхиваясь у дверей учебных заведений, как собаки, к едкому запаху наших разлагающихся мозгов, обреченных на вечное небытие в литературных катакомбах. Но нас там не будет… Наконец они найдут нас, однажды зимней ночью, в открытом поле, под печальной крышей, по которой стучит монотонный дождь. Они увидят нас, съежившихся возле своих трясущихся аэропланов, согревающих руки у жалких маленьких костров, сложенных из наших сегодняшних книг, когда те загорятся от взлета наших фантазий.
Они будут бесноваться вокруг нас, задыхаясь от презрения и тоски, а затем они все, взбешенные нашим гордым бесстрашием, набросятся, чтобы убить нас; их ненависть будет тем сильнее, чем более их сердца будут опьянены любовью к нам и восхищением. Несправедливость, сильная и здоровая, загорится в их глазах. Искусство, по существу, не может быть ничем иным, кроме как насилием, жестокостью и несправедливостью.
Самому старшему из нас 30 лет. Но мы уже разбросали сокровища, тысячу сокровищ силы, любви, мужества, прозорливости и необузданной силы воли; выбросили их без сожаления, яростно, беспечно, без колебаний, не переводя дыхания и не останавливаясь… Посмотрите на нас! Мы еще полны сил! Наши сердца не знают усталости, потому что они наполнены огнем, ненавистью и скоростью!.. Вы удивлены? Это и понятно, поскольку вы даже не можете вспомнить, что когда-либо жили! Гордо расправив плечи, мы стоим на вершине мира и вновь бросаем вызов звездам! У вас есть возражения?.. Полно, мы знаем их… Мы все поняли!.. Наш тонкий коварный ум подсказывает нам, что мы – перевоплощение и продолжение наших предков. Может быть!.. Если бы это было так! Но не все ли равно? Мы не хотим понимать!.. Горе тому, кто еще хоть раз скажет нам эти постыдные слова!
Поднимите голову! Гордо расправив плечи, мы стоим на вершине мира и вновь бросаем вызов звездам!

Русский футуризм
Весьма отличался от своего западного варианта, уноследовав лишь заглавный пафос строителей “искусства будущего”, противопоставляющих его искуству и культуре прошлого . Существовал в рамках модернистского направления в русском искусстве, представлял собой сочетание различных группировок. Футуристами (“будетлянами”) называли себя члены петербургского “Союза молодежи” В.Е. Татлин, П.Н. Филонов, М.З. Шагал, А.А. Экстер, участники выставок “Ослиный хвост”, “Мишень”, “Трамвай Б” - .М.Ф. Ларионов, .Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, К.М. Зданевич и др., члены группы “Гилея” – В. Маяковский, Д.Д.Бурлюк

0

3

ФУТУРИЗМ В XXI ВЕКЕ
Речь гроссмейстера футуризма Сафара Гали на Международном Конгрессе по науке, культуре и искусствам в Дублине

Леди и джентльмены! Дорогие друзья!

Было бы странно думать, что мы собрались здесь только для того, чтобы обсудить свои частные проблемы в рамках Международной Биографической Ассоциации. Ведь большинство людей в разных странах, проявляющих живой интерес к происходящему в мире, возлагают на наш Конгресс определенные свои надежды. Они хотят услышать от нас нечто новое, свежее, - такое, что могло бы оказать благотворное влияние на формирование планетарного сознания. Об этом сознании говорили многие выдающиеся умы: ведические мудрецы, Рамакришна, Тейяр де Шарден, Николай Рерих и многие другие. Планетарное сознание предполагает проецирование духовного внутреннего мира субъекта за пределы всякой ограниченности, будь то ограниченность индивидуальными, корпоративными, национальными, государственными, расовыми интересами. Напомню, что все эти интересы - лишь частные ступени в восхождении к планетарному существованию, когда человек становится связующим звеном не только своей национальной истории, культуры, но и связующим звеном самой жизни в масштабах всей планеты.

Современный мир живет в ожидании предапокалиптической эпохи. Мы видим сегодня реальную угрозу дальнейшему существованию человека на Земле. И в то же время есть все условия, чтобы перейти к качественно новому уровню мировосприятия. Каждый из нас, будучи выдающимся специалистом в своей области, может принести свою интеллектуальную жертву на алтарь планетизации - нового универсализма знаний с точки зрения космогенеза в целом.

Как футурист, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что первостепенной проблемой сегодня является проблема будущего. Это значит, что речь идет о непрерывности экстраполяции человека во времени. Допуская вольность речи, иначе можно сказать, что для человечества космические часы Времени могут однажды остановиться. То есть будущее, как стало ясно, не является априорной данностью. Отныне каждый человек своими творческими усилиями должен создавать это будущее. Основной критерий такого созидания - »то сотворение нового, небывалого в неразрывной связи с традицией.

Футуризм, возникший как теченье мысли в искусстве, благодаря своим прогностической и эпистемологической функциям давно вышел на просторы футурологической науки. Поэтому целесообразно будет взглянуть на науку, культуру, искусство с вершины футуризма, то есть с позиций универсального, планетизованного знания. Дифференциация знаний зашла так далеко, что за деревьями не стало видно леса. Иначе

говоря, человек утратил способность цельного мировосприятия. Необходим синтез разрозненного, дабы цельная картина Мира вновь засияла во всей своей красоте и величии.
Каковы же вообще черты науки в XXI столетии? Что нужно сделать для того, чтобы наука, при всех своих безусловно созидательных достоинствах, перестала быть разрушительной и опасной силой? Мы являемся очевидцами уникальных тенденций в науке - выявления в ней эстетической самодостаточности и ценности. Умение воспринимать науку эстетически, как творенье прекрасного, есть первый шаг в понимании Мира как одухотворенного цельного организма. Эстетическое восприятие науки есть необходимое условие воспитания бережного и заботливого отношения к Природе. Без такого отношения к Природе дальнейшая ее хищническая эксплуатация человеком будет продолжаться.

Эстетизация науки разовьет в человеке способность спонтанного восприятия и реагирования вне рационалистических дискурсов. Это постепенно устранит противоречие чувственного и рационального в человеке на основе неограниченных возможностей усовершенствования восприятия. Дискретность мысли будет гармонично дополнена непрерывностью образа, а логика рационализмов - металогией иррационального. Логическое и метафорическое станут в науке двумя сторонами одной медали.

По своему смыслу слово «культура» означает возделывание, созидание. Но возделывать и созидать - значит развивать, приумножать традицию и нести ее дальше. Так осуществляется связь времен. Иначе говоря, культура есть история, как бы сконденсированная в одной точке, в одном мгновеньи. Это значит, что любой миг настоящего включает в себя всю бездну предшествующих эпох, все разнообразие культурных явлений. В этом - универсализм культуры и основная ее черта в XXI веке. История не эфемерна. Она живет и дышит в настоящем не метафорически, но буквально. Как наука, истории также обладает эстетической ценностью, а значит, - образной репрезентацией. Так идея планетизации находит свое историческое обоснование. В этом ее закономерность и естественность.

Всякая неприязнь или вражда на культурной почве есть губительный для человека разрыв исторической ткани. Наоборот, восприятие любой культуры как своей родной есть конструктивный шаг к универсализации. Обострившееся сегодня противостояние Востока и Запада является следствием идеологических и политических спекуляций, продиктованных корыстолюбивыми интересами и амбициями. Но если понимать культуру как историческую цельность, то противостояние Востока и Запада тотчас сменится гармонией взаимодействия и плодотворного сотрудничества.

Новая идеология искусства признает за ним его профетическую функцию, все большее утверждение в искусстве отвлеченных идей. Эта тенденция с неизбежностью приведет к универсализации ощущений и раскрытию в человеке разносторонних его дарований.

Ввиду сказанного философия станет сплавом научного знания, мистического откровения и эстетического воодушевления. Религии мира, существующие институты конфессий с высот планитизации окажутся лишь частными проявлениями культуры. Значит, в смысле декларируемого здесь универсализма, все религии в мистической своей основе оказываются тождественными, а религиозная составляющая сознания станет лишь еще одной гранью общей драгоценности - Абсолюта.

Таким образом, резюмируя, можно сказать, что футуризм в новую эпоху есть благоговейное создание новой научной парадигмы, исполненной эстетической ценности, философского профетизма и культурно-исторического универсализма.

Сафар Гали
гроссмейстер футуризма, пожизненный член МБА. председатель Ученого Совета ИФИ

ДНИ ФУТУРИЗМА НА ИТАЛЬЯНСКОЙ

к 90-летию знаменитой «Недели Ф. Т. Маринетти» в подвале Бродячей Собаки
Впервые уже ставшая традиционной праздничная неделя «Италия на Итальянской улице» (проводимая в рамках одноименного фестиваля) включит в себя мероприятия, посвященные Филиппо Томмазо Маринетти. Это настолько же закономерно, насколько и чревато простирающимися далеко в будущее последствиями. В самом деле, Маринетти был и остается, - ибо для истинного футуриста земное развоплощение не означает конец, - самым патриотичным из итальянцев. Кроме того, вождя футуризма чествовали в «Бродячей Собаке» в течение нескольких дней (с 1 по 5 февраля 1914 года), которые репортеры того времени сразу назвали неделей Маринетти. Это были дни (но еще более - ночи!), наполненные бурными событиями, оглашенные звоном бокалов, страстными речами, признаниями в любви, декламацией стихов, каскадами музыки.

Едва Маринетти прибыл в Северную Пальмиру и своей ставкой выбрал Европейскую гостиницу, как к нему явились Б. Пронин (идеолог «Собаки», хунд-директор) и Н. Кульбин (культовая фигура русского авангарда первой волны), чтобы пригласить его в «Бродячую Собаку» - по сути дела центр богемной жизни тогдашнего Петербурга. Это был благородный жест — начало будущего объединения двух культурных традиций, двух ветвей футуризма (европейского и русского), чтобы впоследствии стать цельным футуристическим ученьем.

В ту пору Маринетти встретили неоднозначно. В кругу русских кубофутуристов произошло размежевание. Так, например, к первому дню выступления Маринетти в Петербурге В. Хлебников и Б. Лифшиц написали манифест и издали его в виде листовки. Они провозгласили независимость русского футуризма и выступали с резкими выпадами против «баранов гостеприимства». Читаем в этом манифесте: «Сегодня иные туземцы и итальянский поселок на Неве (намек на Итальянскую улицу и «Бродячую Собаку») из личных соображений припадают к ногам Маринетти, предавая первый шаг русского искусства по пути свободы и чести, и склоняют благородную выю Азии под ярмо Европы».

Д. Бурлюк и В. Каменский написали свою декларацию «Наш ответ Маринетти». А. Крученых, В. Шершеневич, Б. Лифшиц расклеивали на заборах «разоблачающие» Маринетти пасквили. То есть страсти бурлили нешуточные. Кстати, это не помешало Шершеневичу блестяще перевести на русский язык книгу Маринетти «Битва у Триполи, пережитая и воспетая Маринетти».

Уже после отъезда Маринетти в Москву 11 февраля петербургские кубофутуристы устроили диспут «Наш ответ Маринетти». Диспут проходил в концертном зале при Шведской церкви (М. Конюшенная 3). Б. Лифшиц выступил с докладом «Итальянский и русский футуризм в их взаимоотношении», А. Лурье рассказал о музыке итальянского футуризма. В. Пяст, спустя два месяца (31 марта), прочитал в «Бродячей Собаке» свой доклад о Маринетти. Там есть такие строки о декламационном мастерстве итальянского поэта: «Перед слушателями Маринетти искрятся и шипят локомотивы, стрекочет пропеллер, грохочут ядра и стонут раненые и агонизирующие».

Русские поэты по-разному восприняли чествование Маринетти в «Собаке». Блок в записной книжке от 1.02.1914 г. пометил: «Лекция Маринетти, на которую я получил почетный билет. Я был там». В его записи от 3.02. читаем: «Люба ночью идет с Веригиной в «Бродячую Собаку» смотреть Маринетти». Маяковский, сначала скептически прислушивавшийся к Маринетти, вскоре был задет за живое манерой чтения Маринетти, его ярким темпераментом.

Принято считать, что после лекции, прочитанной Маринетти в зале Калашниковой биржи, его торжественно сопроводили в «Бродячую Собаку» для чествования. По версии апокрифа знаменитого футуриста несли в кресле на высоко поднятых руках прямо от гостиницы Европейской до подвала «Собаки» как живое знамя футуризма.

В «Собаке» Маринетти читал отрывки из своей футуристической поэмы «Цанг тумб туум», сделал доклад об основах футуризма, заклеймил позором оппортунистов всех мастей, блестяще провел конферанс о Париже, исполняя свои стихи. Все «боевые» ночи Маринетти в «Бродячей Собаке» проходили под знаком бурных возлияний. Так пылкий итальянец постигал иррационализм русской души.

В последнюю ночь пребывания в «Собаке» Маринетти был очень пьян, впрочем, как и многие другие. Он нежно обнимал Луну (так завсегдатаи подвала называли красивую девушку - студентку театрального училища) и со слезами восторга в глазах повторял тотчас ставшую знаменитой фразу: «О, теперь я понял русскую тройку и степи!»

Объективности ради надо сказать, что несмотря на весь интеллектуальный экстремизм Маринетти, большая часть питерской богемы полюбила его...

Идея футуризма с уходом Маринетти в вечное странствование долгое время пребывала в латентном состоянии. Она как бы развивалась сама в себе и ожидала подходящего момента, чтобы актуализироваться и проявиться вновь. Разумеется - на качественно ином уровне! Между манифестами первопроходцев футуризма и современным уровнем футуристических представлений, равно как и футурологических исследований в целом, - семантическая пропасть, устрашающее зияние которой могут оценить только изрядно продвинутые в футуризме. Сегодня совсем нет нужды в призывах к сожжению библиотек, разрушению музеев и академий во имя торжества новаторства над традицией, скорости и электричества — над подагрой и параличом. Святыни и памятники культуры в наше время рушатся под бомбами, как это можно было видеть на Балканах, и как это видно сегодня на земле Междуречья, в Ираке. Чем не новый поход натовских крестоносцев на Восток ради мира, труда и демократии!

Романтические представления Маринетти о войне как гигиене мира давно канули в Лету, ибо теперь ясно, какой может быть война и какие катастрофические разрушения в масштабах планеты она может вызвать. Иначе говоря, перевернулись сами представления о будущем. Для Маринетти и его последователей будущее казалось априорной данностью, а время - линейной протяженностью из прошломго - через настоящее - в подернутое голубоватой дымкой машинного романтизма будущее. Футуристам XXI столетия ясно, что время отнюдь не исчерпывается метафорой прямой линии с априорной возможностью бесконечной протяженности. Переживаемая человечеством предапокалиптическая эпоха убеждает в том, что будущее однажды может не наступить, а уровень современного научного знания постулирует время как многообразие сложной структуры.

Проникнутая юношеским озорством наивно-романтическая поэтика Маринетти, несмотря на декларируемую реконструкцию Вселенной с констатацией победы над временем и пространством, была и остается не более чем максималистским эпатажем, бунтарством против обывательской ограниченности, рутины закосневших взглядов, ханжества и лицемерия. Сыграв определенную положительную роль в формировании новых взглядов на обломках мещански-ограниченной системы ценностей, футуристическая идеология Маринеттн сделала и немалое повреждение в творчески неокрепших и привыкших к простому исполнительству умах. Следствием такого повреждения стало не бывалое никогда ранее опрощение искусства. Любой, даже самый ленивый, едва выползший из подворотни своей уметенной заскорузлости, мог считать себя художником, поэтом, философом - кем угодно - в полном соответствии с доктриной футуристического отрицания традиции. В этом смысле ставший библиографическим раритетом труд Маринетти для подверженного массовым психозам обывателя может оказаться и сегодня не менее опасным, чем «Mein Kampf» Гитлера. Крайним выражением «футуризации» мозгов в духе Маринетти может служить пример появляющихся как грибы после дождя доморощенных геростратов. Взять хотя бы человекоподобное ничтожество, плеснувшее кислотой в «Данаю». С точки зрения Маринетти - вместе с мертвыми уничтожать также их произведения -это, очевидно, образчик настоящего героя футуризма.

Благо, футуризм как идея не исчерпывается лишь человеческой ее репрезентацией, которая всегда субъективна, а значит, - ограниченна. Не будем забывать и о том, что наряду с футуризмом Маринетти существовал и футуризм Давида Бурлюка, часто утверждавшею прямо противоположное воззрениям своего итальянского коллеги. Так «крестный отец» русской разновидности футуризма говорил, что без познания тайн прошлого невозможно познать будущее. Быть может, именно поэтому воинствующим нигилистам от футуризма не удалось окончательно разрушить и уничтожить плодоносную животворящую традицию.

Возвращаясь к книге Маринетти, можно с уверенностью сказать, что если читать ее вдумчиво, проникаясь метафоризмом автора, то и сегодня в «библии футуризма» можно открыть много нового, свежего и актуального. Только надо помнить, что простые некогда слова Маринетти в современном дискурсе должны восприниматься символически. То же можно утверждать и о теоретических писаниях Д. Бурлюка. Удивительно, но даже ввиду предапокалиптических настроений настоящего не только горизонты искусства представляются необозримыми, но и сама идея футуризма таит в себе захватывающие дух ментальные возможности.

У футуризма есть внешняя его сторона - различные события, повествующие о происходящем вокруг футуристической идеи, - в принципе открытая и доступная для всех интересующихся. Но есть у него также и нечто совсем другое - его тайная доктрина - «святая святых» футуризма, знание о которой - суть привилегия истинно посвященных. Именно они — эти посвященные - и являются творцами футуризма новой эпохи.

Футуризм как система не есть какая-то отдельно взятая дисциплина. Он - сияющая множеством граней драгоценность, некий философский камень будущего. В футуризме как в алхимической реторте переплавлены науки, искусства, религии, философии. Он - междисциплинарная область, являющаяся одновременно и наукой, и религией, и философией, и искусством. А для того чтобы отличать простых поклонников футуризма от тех, кто творит его и в нем, составлена специальная табель о футуристических рангах.

Призрак футуризма вновь обрел полнокровные черты. Этому предшествовал ряд событий, происшедших в Петербурге зимой с. г. Спустя 90 лет после визита в Северную Пальмиру Маринетти, на берегах Невы появился его внук - Леонардо Клеричи - чистейшей воды и крови футурист высшего ранга. Состоялась историческая встреча потомка Ф. Т. Маринетти с художником Г. В. Ковенчуком (Гагой) - потомком Н. И. Кульбина. Последний, ввиду его особой роли в русском авангарде начала XX столетия, в представлении не нуждается. Несмотря на то, что маэстро Ковенчук считает себя антифутуристом, дабы отмежеваться от околофутуристических опрощенцев, к вящей радости публики аннигиляции не произошло. Футурист и антифутурист гармонично дополнили друг друга, лишний раз подтвердив жизненность футуризма как самого парадоксального принципа.

Так же зимой, независимо от действий двух культовых фигур футуризма - Клеричи и Ковенчука, - не менее убедительно заявили о втором пришествии футуризма Сизиф и Сафар Гали, подготовив к выходу в свет первый выпуск «Анналов футуризма» - регулярного сборника научных трудов в рамках созданного ими Института Футуристических Исследований (ИФИ). К слову сказать, много раньше специальный институт был создан и Леонардо Клеричи. В его институте, названном «Di Scriptura», акцент делается на сравнительном изучении текстов различных культур с целью обнаружения универсальных символов духовного и толкования текстов в свете такой универсализации культуры.

В ряду ярких событий, под знаком которых проходила актуализация старой, но вечно юной футуристической идеи, особо можно выделить появление в Питере самого настоящего гроссмейстера футуризма. Им стал Сафар Гали, признанный в этом статусе пожизненным членом Международной Биографической Ассоциации (МБА). Торжественное вручение ему гроссмейстерского диплома состоялось в день закрытия фестиваля «От авангарда до наших дней» и происходило в Большом выставочном зале Союза художников.

Кульминацией футуристических событий, поражающей самое смелое воображение, впервые за всю историю человечества стало наблюдаемое поглощение Черной Дырой огромной звезды. И случилось это вскоре после того, как ИФИ объявил о своей принадлежности виртуальному государству футуристов, названному Сизифом и Сафаром Гали Священной Империей Духа, расположенной не где-нибудь, а как раз в этой самой Черной Дыре! Таким образом, создаваемая Сизифом в течение долгих лет эстетика черных дыр доказала свою действенность.

Как видно, назрела пора подвести итоги и обозначить футуристическую проблематику. Обо всем этом и пойдет речь в «Бродячей собаке», где в последние дни мая соберутся футуристы на свой первый междупланетный Конгресс. Предполагается провести «круглый стол», посвятив его теме «Футуризм в XXI веке», Стоит ли говорить, что участниками этого стола станут знаковые фигуры искусства, науки, философии, мнения которых формируют «идеологическое лицо» футуризма.

Один из праздничных вечеров будет посвящен футуристическому содружеству муз - выступлению поэтов, музыкантов, искусствоведов, философов о футуризме и в свете футуризма.

В течение всех дней футуризма на Итальянской улице будет работать выставка произведений тех художников, творчество которых отмечено печатью футуризма. Хотя техническая сторона изобразительных возможностей футуризма хорошо известна, тем не менее, ввиду всего сказанного выше о профанации футуризма, в изобразительном искусстве футуристическая идеология просматривается нечасто.

Из наглядных репрезентаций футуризма на Итальянской можно назвать еще выставку футуристических почтовых марок Сизифа, которая будет открыта одновременно с основной экспозицией.

У футуризма есть две его важнейшие функции - прогностическая и гносеологическая. В свете этих функций футуризм представляется истолкованием субстанциального времени как текста. Такова подлинная герменевтика футуризма.

Каждый футурист пишет свои футуристические скрижали, дабы посредством этого соединиться с Абсолютом неизреченного. Как говорится, sub specie aeternitatis.

Нельзя не упомянуть и классический труд Маринетти - книгу «Футуризм», появившуюся на русском языке в том же 1914 юлу. Поэтому историческая «Неделя Маринетти» сегодня возрождается в «Бродячей Собаке» как «Неделя Футуризма», посвященная памяти легендарного итальянца.

ОСНОВНЫЕ ЛОЗУНГИ ФУТУРИСТОВ XXI СТОЛЕТИЯ:

Футуризм - ум, честь и совесть нашей эпохи!

Одно движенье футуриста затмит деянья карьериста!

Большевизация сознания - злейший враг футуризма!

Футуризм есть истинная апология безмолвия!

Мифологическая персонификация футуриста - основа его творчества!

Представления о линейном времени безнадежно устарели!

Вся бездна прошлого заключена в мгновенье настоящего.

Время как атрибут Абсолюта неподвластно человеку.

Будущее подобно свернутой спирали в мгновенье настоящего

Когда-то и прошлое представлялось недосягаемым будущим!

Будущее по представлениям 1000-летней давности тождественно прошлому, настоящему и будущему с современной точки зренья

Прошлое, настоящее и будущее - три грани одной драгоценности.

У человека есть свобода выбора будущего!

Во власти человека влиять на становление будущего.

Идея о будущем как лучшем формируется в мгновенье настоящего.

Лучшее будущее требует титанических усилий!

Без максимального напряжения совести лучшее будущее невозможно!

Человечество в своем настоящем виде обречено на футуристический апокалипсис!

Пресс-служба ИФИ

ВОЗВРАЩЕНИЕ МАРИНЕТТИ

выставка художников в «Бродячей Собаке», посвященная 90-летню визита в Петербург Ф. Т. Маринетти и 60-летию его футуристического развоплощения

Пресс-релиз
Футуризм, возникший в начале XX века как интеллектуальная реакция (эрекция?) на господствующую в обществе рутину взглядов, мнений, вкусов, как бунт против консерватизма и обывательского благоразумия, несмотря на всю эпатажность максималистских заявлений его основоположника Маринетти, отнюдь не был прихотью одного человека.

Идеология того - теперь уже классического - футуризма была выплавлена в недрах исторического процесса. Маринетти, как наиболее чуткий из своих современников интеллектуальный барометр, уловил сгущенье туч в ментальной атмосфере, облек это в вербальную форму и перешел к наступательным действиям.

Но неутомимый и отважный глашатай футуризма отрицал прошлое, а значит, - историю. Поэтому его прогнозы картины будущего в эпоху машинизации человека и общества оказались преимущественно ошибочными. Это подтвердило дальнейшее историческое движение человечества. Без историзма невозможна никакая футурология. Футуристический гнозис Маринетти и не ставил себе футурологических задач. Целью Маринетти было взорвать общественное мнение, взбудоражить умы, вызвать накал страстей. В этом легендарный итальянец, бесспорно, преуспел.

Роль футуризма в духе Маринетти неоднозначна. Как катализатор новаторских умонастроений он раскрепостил творческие силы, помог сбросить оковы традиционализма (поправ заодно традицию вообше), открыл новые горизонты интеллектуальных устремлений, обозначил цели в науках, в искусствах. В этом - положительный опыт футуризма.

С другой стороны - апологетика агрессии, войны, ниспровержения и уничтожения. Здесь футуризм Маринетти (уже независимо от его создателя - словно джин, выпущенный из бутылки) во всей грозе явил миру свою деструктивную сущность. Теперь уже исторически свершившийся факт: романтик скорости, вдохновенный певец электричества, остро чувствующий природу и общество, блестящий автор поэтической метафоры, рафинированный интеллектуал, пренебрегший условностями комфортной и благоразумной жизни, отважно смотревший в пасть любой опасности - Филиппо Томмазо Маринетти - сам того, быть может, ничуть не желая и совсем о том не помышляя, явился предтечей фашизма. Важно отдавать себе отчет, что этот отрицательный опыт футуризма первой половины ХХ века с позиций современного знания может быть трансформирован в положительный опыт футурологии XXI века. Между прочим, говорить о футуризме сегодня можно только как о частном приложении футурологии - междисциплинарной области исследований будущего. Чтобы избежать семантической путаницы, говоря о футуризме, надо всегда помнить, о каком футуризме идет речь.

Маринетти в первый раз постукивал своей эбеновой тростью по булыжникам сонной Итальянской улицы, появившись в Петербурге в 1914 голу. В том же - таком далеком и, тем не менее, очень близком - году вышла в свет на русском языке его давно ставшая библиографической редкостью книга «Футуризм». Если бы мы захотели действовать в полном соответствии с ученьем Маринетти, то мы должны были бы сжечь не только все его творческое наследие, но и стереть со страниц истории всякую память о нем. Ясно, что наученные горьким опытом его футуризма, мы этого делать не станем.

И вот сегодня, спустя 90 лет с той поры, когда вождь футуризма был молод и полон сил, снова слышны не то легкие шаги, не то постукивание уже давно чудодейственной тростью, не то шелест уставших от полета крыльев. Да, это снова - он - Маринетти, и, конечно же, опять на Итальянской! Человек, всю свою жизнь высмеивавший тех, кто жаждал бессмертия, сам стал бессмертным. Это доказывает его второе явление в «Бродячей Собаке». Это же доказывает и живучесть футуризма. Потому что футуристические идеи продолжают оставаться актуальными. Потому что образ Маринетти по-прежнему обладает большой притягательной силой. Потому что его футуристическим идеям до сих пор еще не дана историческая оценка. Потому что из основополагающей идеи Маринетти о становлении еще не сделаны далеко идущие выводы.

Появление Маринетти (правда, уже в развоплощенном виде) в «Бродячей Собаке», замеченное в торжественные дни фестиваля «Италия на Итальянской улице» (май - июнь 2004 г.), во всех отношениях символично. Действительно, лишь теперь, когда первостепенную важность приобрел вопрос «А есть ли у человечества будущее вообще?», когда настоящее пронизано предапокалиптическими настроениями, наконец-то, - и это в ожидании Конца! — начинают говорить о возможных перспективах искусства, общества, человека. Ситуация откровенья у последней черты!

Итак, объединенные футуристической проблематикой и любовью к бездомным и брошенным человеком животным художники, собрались под сводами знаменитого арт-подвала, чтобы не просто вспомнить о Маринетти в связи с годовщиной и итальянским фестивалем, но и заявить о том, что такое футуризм в XXI веке.

Речь идет о выставке работ Сафара Гали, Олега Яхнина, Игоря Водореза, Алексея Кульбина и Александра Сизифа. Все эти имена питерской публике хорошо известны. Поэтому посмотрим на них в свете футуристического прожектора.

Два больших карандашных рисунка О. Яхнина - своеобразные герольды ожидаемой в конце июня всеми ценителями графического искусства Второй Международной Санкт-Петербургской Биеннале Графики. Работы Яхнина - всегда как некий «сейсмограф», регистрирующий потенциальные возможности графического искусства вообще и способы наглядной актуализации этих возможностей. Работы Яхнина так же далеки от обычной фактологии природы, как сложная цветоформа от прямой линии. Представленные в экспозиции рисунки этого художника - графическая репрезентация его футуристических умонастроений, и в этом смысле они суть текст, всякое истолкование которого будет неполным, несовершенным. Потому что здесь коса находит на камень: бесконечность становящегося образа вступает в противоречие с конечными возможностями дискурсивных построений. И чем эта противоречивость сильнее - тем выше градус зрительской перцепции. Значит, открываются и большие перепективы осознания действительности.

Игорь Водорез известен своей художественной материализацией различных идей. Уже этого достаточно, чтобы быть футуристом чистого замеса. В его пастелях можно увидеть как всю классику футуризма - с идеологией симультанности (одновременности изображений), динамичности, универсальности ощущения, непрерывного образного становления - так и обусловленные современным уровнем науки (а значит, и перцептивных способностей человека) тенденции образных репрезентаций реальности. Сам художник понимает реальность как неразрывное единство материального и идеального. Такую объективизацию идеального футурист может только приветствовать!

Обладая способностью мысленного рассечения структуры воды - живого воплощения Дао, - Водорез, в полном соответствии с мифологизацией электричества, использует в своем творчестве компьютерную обработку художественного материала. Одну из своих пастелей, представленных на выставке, он подверг цифровой трансформации, получив в результате два машинных изображения, дополняющих его рукотворный исходный образец. Это ли не торжество футуризма в духе Маринетти!

Живопись Алексея Кульбина столь же традиционна, сколь и неувядаема в плане таящихся в ней возможностей. По Маринетти А. Кульбин -антифутурист как приверженец традиции. Однако с точки зрения современной футурологии правнук легендарного Н. И. Кульбина является бесспорным футуристом, так как сохраненная им традиция творчески им же развивается и растет подобно устремленному ввысь живому древу будущего.

А. Кульбин тонко чувствует атмосферу уже безвозвратно ушедшего Петербурга и умело передает ее внешне, казалось бы, скупыми, но чувственно напряженными выразительными средствами. Без эпатажа. Серьезно. Вдумчиво. Проникновенно.

Обращает на себя внимание и единственный его рисунок, в котором невозможно не увидеть фамильную «огранку». Портрет футуристического поэта Макарова выполнен А. Кульбиным в стилистике вековой давности, хотя и с очевидным налетом современной интерпретации.

Сафар Гали знаменит тем, что является первым в истории (!) дипломированным гроссмейстером футуризма, признанным в этом статусе Международной Биографической Ассоциацией (Кембридж) её пожизненным членом. Этот художник-исследователь не ограничивается только развитием традиций, идущих от столпов русского авангарда - Кандинского, Матюштна, Малевича. Их идеи Сафар Гали облекает в формы нового концептуализма, как бы, тем самым, давая им вторую жизнь, то есть — дальнейшее развитие.
Сафар Гали - художник, пишущий одновременно теоретические статьи футуристической направленности. А как же иначе, — приходится подтверждать свое гроссмейстерское звание.
Его лаконичные композиции в духе супрематизма смотрятся как явления чистой геральдики, что, безусловно, вносит новую струю в герменевтику футуризма.

Живописные, радужно-цветные штудии гроссмейстера футуризма убеждают зрителя в светоносной силе цветовых модуляций. В этом - целая философия вибрационной сущности Мироздания и пролог к светоносной живописи будущего.

Картина «Золотой дождь футуризма» - предвестница футуристического апокалипсиса, когда «машинный» человек будет рождаться одним yсилием воли, а эстетика пейзажа окажется полностью уничтоженной. И оросится погибающая Земля наэлектризованным металлическим дождем. Дабы не устрашать зрителя, Сафар Гали милостиво сделал этот дождь золотым.

«Философский камень футуризма» в большей мере семантическая геральдика, нежели предметно-вещественная. Образ Черном Дыры, сверкающей как бриллиант, заставляет задуматься над тем, что как Священная Империя Духа, так и эстетика черных дыр - отнюдь не эпатирующий публику вымысел Сизифа. Двуглавый орел в центре - напоминание потомкам о том, что Институт Футуристических Исследований был основан усилиями двух титанов. Их имена известны.

Говорить о кураторе (правильнее - командоре!) выставки Сизифе - это все равно, что смеяться супротив ветра. Тем не менее, о его футуристических марках, представленных в коллаже «Послание Маринетти», упомянуть стоит. Сизиф предостерегает: если человек утратит способность общения посредством, писем, забудет связанную с этим эстетику почтовых марок, то тем вернее он превратится в «машинного» человека по Маринетти.

В почтовых марках Сизифа прослеживается чисто живописная идея изобразительных возможностей передачи бесконечности пространства и целокупности (принципиальной неделимости прошлого, настоящего и будущего) времени. Кроме того, на таких малых примерах можно воочию убедиться в величественности и красоте визуального (не условного, не стилизованного, не иносказательного) Космоса.

Интересно, что в коллаже Сизифа представлено его послание Леонардо Клеричи, которое внук Н. И. Кульбина Г. В. Ковенчук лично доставил и передал в руки внука Ф. Т. Маринетти. Так по мысли Сизифа осуществилось слияние двух футуристических традиций, чтобы стать надежным фундаментом футуризма XXI столетия.

Вернисаж выставки «Дни футуризма на Итальянской улице» состоится 27 мая в 19 час. 30 мин. Выставка будет работать до 16 июня.

Следуя футуристической традиции прогнозирования будущего можно с полным основанием утверждать, что эта выставка станет началом триумфального шествия футуризма - последовательного проведения целого ряда соответствующих выставок под победоносным футуристическим знаменем. Тем более, прецедент этому есть. Как известно, опять-таки в 1914 году началось знаменитое турне по России русских футуристов Д. Бурлюка, В. Маяковского, В. Каменского.

По крайней мере, нет ничего невозможного в том, чтобы дни футуризма в «Бродячей Собаке», проводимые в этом году в рамках уже традиционного фестиваля «Италия на Итальянской улице», тоже стали традицией и отмечались ежегодно в память о Маринетти как «Неделя Футуризма в Бродячей Собаке».

Пресс-служба ИФИ

АПОЛОГИЯ ФУТУРИЗМА

Футуризм - это вера, знание, искусство. Как вера футуризм есть бесконфессиональная религия. Будучи кристаллизованным знанием предапокалиптической эпохи, футуризм утверждает себя как наука. В качестве искусства футуризм есть последняя инстанция философии творческого развоплощения человека.

Религия футуризма есть его благоговенье пред Сущим - как проявленным, так и ещё не проявленным. Здесь нет ничего национального, расового, конфессионального, а значит, - нет почвы для вражды. Но бесконечность благоговенья отмечена печатью богатства национальных, расовых, религиозных особенностей культуры и душевно-ментальных свойств человека.

Проявленное Сущее футуризм понимает как материально-идеальный Универсум. Непроявленное Сущее футуризм постулирует как смыслообраз (предмет, объект), еще не нашедший своего конструктивного обоснования.

Футуризм постулирует Несущее как другую - «невидимую» - сторону Реальности. Проявленное Несущее - это его отражение в субъективном сознании. Непроявленное Несущее футуризма - вне поля субъективного сознания.

Непроявленное Несущее футуризм утверждает как Запредельное, как «перцептивную бесконечность».

Футуризм, основываясь на принципе двойного отрицания, признаёт тождественность в свете перцептивной бесконечности непроявленного Несущего и Сущего. Так Запредельное, недосягаемое для простого восприятия Сущее, - оказывается одновременно и Сущим, открытым перцепции. В этом иррациональность футуризма и главная его антиномия.

Футуризм признаёт два уровня изучения Реальности: а) без выделения логических модусов «истинно» и «ложно»; б) с включением логики «истинного-ложного». В первом случае размерность Реальности равна 4 (Сущее и Несущее, каждое в двух ипостасях, то есть 2+2=4). Вычитая размерность физического пространства, получим 4-3=1, то есть время в этом случае одномерно, линейно и как бы последовательно течет из прошлого в будущее. В случае б) размерность Реальности равна 16 (Сущее и Несущее в двух ипостасях, каждая из которых имеет два логических модуса, то есть 8+8=16). Аналогично случаю а) вычитаем размерность физического пространства и получаем 16-3=13 - размерность времени. Размерность нелинейного физического времени равна 8 (прошлое, настоящее, будущее в двух логических модусах, то есть два в кубе).

Футуризм утверждает, что если из размерности времени Реальности вычесть размерность нелинейного физического времени, то получится размерность метафизического времени, то есть 13-8=5.

Вся позитивистская наука основывается на концепции одномерного линейного времени. Это значит, что время необратимо течет из прошлого - через настоящее - в будущее.

Время футуризма нелинейно. Здесь нет последовательности его течения в одном направлении, нет понятия предшествования моментов. Есть лишь момент «здесь и теперь», в котором сконденсирована вся Реальность. Разделение времени на прошлое, настоящее, будущее - бессмысленно.

Футуризм утверждает возможность перцепции 8- мерного физического времени.
Метафизическое 5-мерное время футуризм провозглашает основой научной парадигмы предапокалиптической эпохи.

Футуризм постулирует метафору как атрибут новой научной парадигмы.

От изображения материально-вещественного мира футуризм переходит к изображению идей, считая это одним из важных признаков своей научной парадигмы. Так чистая идея находит воплощение в материальном образе.

Метафоричность научной парадигмы футуризма делает науку эстетически самоценной.
Бесконфессиональность религии, эстетическая ценность науки, искусство философии футуризма ставят принципиально новые задачи как в школьном образовании и воспитании, так и в образовании высшем — на всех уровнях и в разных областях.

Футуризм исходит из необходимости преодоления отчуждения субъективного сознания от Объективного Идеального - Вселенского Сознания.

Футуризм считает, что человек есть осознающая себя через него Вселенная (материально-идеальный Универсум). Значит, человек творит свою судьбу в той мере, в какой она - судьба - позволяет ему делать это.

По представлению футуризма человек ничего не изобретает от себя. Всякое открытие человека – это отражение (проявление) Объективного Идеального в субъективном человеческом сознании. Иначе говоря, открытия в чем бы то ни было даруются человеку свыше за его труды. Футуризм постулирует труд как благо только в том случае, если этот труд совершается с максимальным напряжением совести.

Оппозицию чувственного и рационального, образа и мысли футуризм снимает, культивируя запредельность ощущения – спонтанное возбуждение всех рецепторов как единого целого в отсутствие внешних раздражителей.

Запредельное ощущение футуризм постулирует основополагающим в своей гносеологии.

Футуризм XXI столетия - не наука, не искусство, не религия, не философия. Он есть симбиоз науки, искусства, религии, философии - вплоть до их отождествления. В этом его отличие от футуризма XX века, возникшего как эстетическая реакция на научные открытия и социальные потрясения.

Футуризм предапокалиптической эпохи есть планетарная идеология выживания человечества, самосохранения его как вида. Планетарность идеологии футуризма означает смехотворность и никчемность всех классовых, партийных, национальных, расовых, государственных амбиций.

Футуризм утверждает, что все космические объекты в своих макромасштабах есть живые существа, которые совсем не обязательно антропоморфизировать или сравнивать с органическими формами жизни, известными человеку.

Футуризм утверждает, что Земля – планета обитания человечества - единственна и неповторима. Она - живой цельный организм, которому так же присуще сознание, как и человеку. Но сознание человека и сознание Земли – различные формы проявления сознания Абсолюта. Эти формы лишь дополняют друг друга. Сравнивать их -бессмысленно.

Футуризм призывает человека к расширению его субъективного сознания до планетарного – сознания планеты Земля - мудрой колыбели человечества.

Ощутить нефть в недрах Земли как свою кровь, природный газ - как воздух в своих легких, реки, озера, моря, океаны - как лимфатические сосуды и нервы в своем теле — такова единственная возможность избегнуть человечеству самоуничтожения.

Футуризм постулирует смерть как уход в инобытие, сопровождающийся соответствующими трансформациями души и тела.

Силу человека футуризм видит в его нерушимой связи с традициями рода и в потенциальной тождественности его субъективного сознания сознанию Абсолюта.

Футуризм утверждает, что искать рай на небесах, пренебрегая земным существованием, есть самое большое заблуждение.
Кредо футуризма заключается в том, что всякий, кто ощущает Землю как цветущий рай, непременно обретет этот рай и в инобытийном существовании после развоплощения.

ДЕКЛАРАЦИЯ ФУТУРИЗМА
Гипотетическое будущее не существует для футуриста. Почва будущего может создаваться только здесь и теперь - в мгновенье настоящего.
Всякое ученье, в основе которого лежат эгоизм, корыстолюбие, стремленье к власти, футуризм считает ложным и отвергает его.
Футуризм признаёт априорное существование Абсолюта как безначального, бесконечного, вечного и блаженного. Вся космогония футуризма сводится к пониманию Вселенной как тождества Материи и Духа.
Футуризм постулирует субъективное сознание человека как сужение Вселенского Сознания, соответствующее несовершенству его психофизиологического облика.
Футуризм признаёт за человеком стремленье его индивидуального сознания к надперсональному и сверхсознательному, то есть стремленье субъективного идеального к слиянью с Объективным Идеальным — Вселенским Сознанием. Такова философия футуризма.
Футуризм в своём миросозерцании исходит из перцептивной бесконечности - спонтанного восприятия бесконечнозначного смыслообраза. Соответствующее такому смыслообразу ощущение футуризм называет запредельным. Вся материально-идеальная Вселенная в свете перцептивной бесконечности трансформируется в Запредельное. Такова психология футуризма.

Экзистенция смыслообраза есть бесконечность его непропозициональных отрицаний (вибрация смысла, не поддающаяся вербализации). Такова логика футуризма.
Всякое противопоставление реального нереальному, материального идеальному, формы содержанию, конкретного абстрактному, красивого некрасивому, художественного нехудожественному и т. п., основанное на принципе исключенного третьего, футуризм объявляет ложным и отвергает его. Такова эстетика футуризма.

Своей гносеологией футуризм считает благоговейный экстаз запредельного ощущения.
Физическую смерть футуризм не считает прекращением пути, бесследным уничтожением. Смерть с точки зрения футуризма есть развоплощение и начало иного пути. Таково инобытийное существование для футуриста.

Футуризм - вершина, итог всех «измов». После футуризма - недеяние, безмолвие, пустота, блаженство.

Футуризм исходит из того, что каждый человек есть связующее звено истории. Смысл жизни человека футуризм видит в создании человеком «прибавочного элемента» культуры - смыслового приращения в Универсуме Смысла.

Футуризм считает, что у человечества есть шанс продолжить своё историческое существование. Для этого необходимо решительно отказаться от господствующей в общественном сознании хищнической идеологии покорения Природы. Такая идеология равносильна самоуничтожению человеческого рода.

Футуризм видит в Природе священную колыбель самого существования и призывает к благоговейному преклонению пред Природой во всех проявлениях её. Для этого необходимо соответствующее воспитание человека с первых же мгновений его появления на Свет.
Футуризм рассматривает науку, искусство, религию и философию как разные грани одной драгоценности - Абсолюта. Это значит, что наука эстетически самоценна; искусство предстаёт как откровенье, как религиозное священнодейство; философия становится искусством спонтанного мыслетворчества; религия обретает черты философской экзистенции, являясь связующей нитью между человеком и Абсолютом. Такова педагогическая пропедевтика футуризма.

Футуризм утверждает, что церковно-обрядовая сторона религии с неизбежностью трансформируется и станет уделом чистой эстетики.
Футуризм исходит из принципиального сущностного тождества всех существующих религиозных систем. Такой взгляд устраняет саму возможность вражды между людьми на религиозной почве.

Футуризм провозглашает свою независимость от любой государственной идеологии, считая всякое государство полицейско-чиновничьим аппаратом, созданным для удовлетворения корыстных интересов находящихся у власти дельцов от политики.

Как оппозицию любому государству и всем государствам вместе взятым футуризм провозглашает своё гипотетическое государство футуризма - Священную Империю Духа.
Государство футуристов окажет покровительство и предоставит право гражданства любой душе, от которой откажется её обладатель, подписав соответствующее уведомление.

Признавая всё несовершенство любого государственного устройства на Земле, футуризм тем не менее глубоко чтит всё богатство культурных традиций человеческих сообществ. Ввиду принципиальной недостижимости гармонии между обществом и государством, футуризм в своих отношениях с государствами опирается на общественный уклад и культурно-исторические традиции.

Футуризм утверждает, что человек только в том случае сможет создать «прибавочный элемент» культуры, когда он, с детства проникнувшись национальной своей культурой, впоследствии ощутит всю мировую культуру человечества как генетически родственную ему.
Футуризм утверждает неизбежность планетизации человечества в целях его дальнейшего существования на Земле. Это значит, что эгоистическое сознание каждого должно достигнуть уровня надперсонального (общественного) сознания, преодолеть его в своем расширении и стать планетарным. Такова онтология футуризма: субъективное сознание человека становится тождественным сознанию всей планеты.

ПРОПЕДЕВТИКА ФУТУРИЗМА

Невозможно вить веревки из ветра. Нельзя воздвигать крепость на песке. Точно так же невозможно существовать в мгновенье настоящего, не ответив на вопрос о природе времени.

Прошлое не существует, так как его уже нет. Будущее не существует, так как оно еще не наступило. Но тогда нет и настоящего, ибо оно, по самому определению, заключено между прошлым и будущим. Таков софизм линейного времени.

Отсутствие логической обоснованности настоящего не исключает эпистемологическое и онтологическое его значение.

Футуризм постулирует мгновенье «здесь и теперь» как настоящее. Перцепция настоящего подтверждает его как существующую данность.

Провозглашая настоящее существующим, футуризм тем самым признает существование прошлого и будущего. Ибо, в противном случае, настоящее не имело бы обоснования.
Футуризм новой эры — как синтаксическое и семантическое обоснование пространственно-временного существования – расширяет представления о времени за пределы одномерного числового континуума.

Линейная модель времени, достаточная для нужд физики Ньютона — Эйнштейна, есть лишь первое приближение к решению проблемы времени в физике вообще.

Точка на числовой оси времени в старой физике становится многомерным временным многообразием в физике футуризма.

Мгновенье или момент времени с точки зрения футуризма есть элемент временного многообразия. Каждый такой элемент характеризуется здесь набором действительных чисел.
Если в линейном временном континууме некую точку принять за момент настоящего, то все точки, лежащие слева от неё, будут характеризовать прошлое. Соответственно все точки, лежащие справа от момента настоящего, составят будущее. В этом случае имеет место предшествование моментов времени. Иначе говоря, прямая времени упорядочена.

Временное многообразие (многообразие времени) «устроено» иначе. В каждом его элементе, по традиции так же называемом точкой (многомерной), прошлое, настоящее и будущее присутствуют одновременно.

Прошлое, настоящее и будущее семантически не равноценны. Прошлое можно уподобить выброшенным игральным костям, с известным и неизменным результатом. Настоящее - это еще не завершенный процесс бросания костей, с частично известным результатом. Будущее - это когда игральные кости лежат в мешке, процесс выбрасывания еще вообще не начался, а результат не известен совсем.

Футуризм утверждает, что представление о времени как о форме существования материи устарело и в канун великого светопреставления недостаточно ни для нужд науки, ни для творчества в искусстве, ни для практической деятельности.

Футуризм постулирует время как атрибут Абсолюта. Это значит, что время непостижимо в принципе субъективным сознанием человека. Возможны лишь модели, репрезентации времени в рамках формальных и неформальных теорий.

Ближайшей своей задачей футуризм считает описание времени как многообразия с последующим включением этого многообразия в фундамент новой научной парадигмы.

Футуризм утверждает, что одного представления о будущем недостаточно для обоснования существования в настоящем. Это представление о будущем должно быть подкреплено созиданием его - будущего - в каждое мгновенье настоящего.

Пространство объективно как атрибут Абсолюта. Модели пространства — продукт субъективного сознания человека. Иначе говоря, репрезентированное пространство человек волен изменять. Футуризм утверждает, что репрезентированное время тоже подвержено изменениям.

По представлению футуризма созидание будущего тождественно созиданию самого времени, хотя бы и посредством его моделирования. Только так человек сможет экстраполировать себя за пределы настоящего.

Футуризм утверждает смысловую невозможность существования человека в настоящем без его инобытийной экстраполяции.

Футуризм считает каждую репрезентацию времени текстом, который должен быть истолкован.

Истолкование времени как текста – такова герменевтика футуризма.

АНТИФУТУРИЗМ МАРИНЕТТИ
Известно, что всякое слово не является не зависящей от времени семантической константой. Говоря иначе, с течением времени смысл любого слова меняется. Это тем более справедливо в отношении никого бы то ни было текста. Часто первоначальный смысл может превращаться в свою противоположность. Кстати, о первоначальности можно говорить только на данный момент времени, потому что «первоначало» всегда останется тайной за семью печатями. Важно помнить всю семантическую предысторию слова, чтобы не оказаться в положении лжетолкователя.

Ввиду сказанного основоположник футуризма Филиппо Томмазо Маринетти, по меркам своего времени являвшийся футуристом высшей пробы, с точки зрения перспективы XXI века представляется не кем иным, как самым воинствующим антифутуристом. Так легендарный провозвестник будущего стал его - этого будущего - активным, упорным и героически стойким противником. Поэтому быть футуристом в духе Маринетти сегодня - это значит быть по существу антнфутуристом. И наоборот, отрицать футуризм Маринетти сегодня, то есть выступать с позиций антифутуризма, - означает как раз быть настоящим футуристом, хотя бы в свете извлеченных из прошлого уроков.

Футуризм - многолик. Но у него есть общее множеству мнений зерно: футуризм, прежде всего, есть та или иная репрезентация будущего. Идет ли речь о прогнозируемой картине будущего (футурология), или же только о некотором векторе стремлений и надежд, направленном в еще только гипотетическое будущее, которое непременно представляется лучшим настоящего и, тем более, - прошлого. Маринетти, героические деяния которого внушают восхищение, потерпел поражение на двух фронтах: историзма и футурологии.

Принцип историзма предполагает не только детерминированность исторических событий, но и уменье видеть в настоящем все предшествующие эпохи, то есть - прошлое. Необходимо хорошо представлять себе, что означает здесь слово «видеть». Совсем не то, что можно подумать в первом приближении, а именно: как то, что настоящее просто обусловлено прошлым, является как бы вершиной пирамиды предшествующих событий. Ясно, что здесь прошлое и настоящее разделены и противопоставлены одно другому.

Видеть прошлое в настоящем - значит воспринимать чувством, мыслью, интуицией, всеми фибрами души, всей неисчерпаемостью запредельного ощущения настоящее как семантический конденсат прошлого. Иначе это можно назвать отождествлением настоящего и прошлого в том смысле, что мгновенье настоящего есть как бы кристаллизация всей исторической и доисторической протяженности прошлого.

Маринетти, отрицая прошлое, как бы рубил сук, на котором сидел. Поэтому он - антиисторичен в своем футуризме, несмотря на многие, безусловно, ценные положения его ученья. Футурология по определению невозможна без историчности взгляда на происходящее. Значит, футуризм Маринетти не стал мостом, ведущим к футурологии. Это же подтверждает его футуристское виденье - гипотеза электрической войны. Сегодня, то есть то самое будущее, которое прогнозировал Маринетти, убеждает в том, что его прогноз оправдался только отчасти, да и то в плане лишь развития науки и некоторых ее приложений. Для поэта и человека искусства одного этого уже отнюдь немало - чувствовать тенденции науки. Но образ «машинного» человека, образ самого общества эпохи повсеместного торжества скорости и электричества, нарисованные Маринетти в полном соответствии с его футуризмом, оказались далекими от той картины, которую мы сегодня наблюдаем.

Тем не менее ясно, что один отрицательный пример в истории может иметь в последующих прогнозах будущего большее значение, чем масса положительных исторических примеров. В этом смысле Маринетти оказался в то же время и победителем. Потому что теперь, имея исторический опыт двух мировых войн, тоталитарных идеологий большевизма и фашизма, можно с уверенностью утверждать, что в этом опыте немалую провоцирующую роль сыграли идеи футуризма Маринетти. То есть, делая сегодня переоценку футуристических ценностей, расширяя (вследствие естественного смыслового обогащения) арсенал футуристических средств, футуризм Маринетти при всем его негативизме может быть положен в фундамент современной позитивной футурологии. А если так, то, внося ретроспективные смысловые коррективы в ученье Маринетти, следует признать, что его антиисторизм с точки зрения современности вполне историчен.

Главным принципом футуризма Маринетти считал непрерывное становление. И это, несмотря на все эпатирующие заявления великого итальянца, было и останется бесспорным его достижением. Из этой идеи становления при достаточной искушенности в дискурсе можно вывести все логические и эпистемологические особенности современного мировосприятия, обусловленного уровнем сенсибилизации и сенситивности. В плане семантики смысловая текучесть, превосходи все границы вербализмов и дискретности, предполагает как бы по самой своей структуре наличие в каждом смысловом моменте одновременно и его отрицание. Ибо способность суждений, основываясь на принципе исключенного третьего и дискретности словесных построений, никогда не сможет вместить в себя бесконечность становящегося смысла (т. н. смысловая сингулярность). К счастью, ограниченность рационалистических конструкций может быть дополнена бесконечностью интуитивно «схватываемого» образа. Так чувство и мысль из вечных противников становятся объединенными общностью цели союзниками. Сделай Маринетти этот единственный шаг в гносеологии футуризма - он стал бы предтечей современной футурологии.

0

4

Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.

_________________
  Если поменять кирпичи на пеноблоки будет довольно таки удобно

0


Вы здесь » КРЕАТИВНАЯ ЖИЗНЬ » Урбан-Футуризм » Урбан-Футуризм